Интерактивная методичка
Как вовлечь учеников в обучение и довести их до результата
Ситуация в онлайн-обучении
Если вы читаете эту методичку, значит, мы с вами уже единомышленники.
Почему?
Потому что вас волнует тема онлайн-обучения и его качества так же, как меня.
Статистика неутешительна: доходимость в онлайн-школах катастрофически мала. Частенько она не дотягивает и до 20%.

Почему это так важно?
Высокая доходимость на курсе говорит:

✅ о высоком интересе к теме;
✅ о профессионализме эксперта;
✅ о грамотной организации учебного процесса;
✅ о полезности и результативности обучения.

Эксперты, продюсеры, методологи, кураторы, да что уж говорить, целые команды озабочены вопросом, как добиться высоких показателей доходимости.Зачем?
Рост
количества положительных отзывов
Увеличение
количества клиентов
Запуск
«сарафанного радио»
Результат -
приумножение прибыли
Высокая доходимость создает такую репутацию курсу, что он начинает продавать себя сам. А плохая доходимость ведет не только к потере репутации и клиентов, но и к снижению продаж онлайн-продуктов, а значит, и прибыли.
Дети vs Взрослые
Взрослые эффективно обучаются, когда видят практическое применение знаний здесь и сейчас и могут понять, как решить свои проблемы и запросы в процессе обучения.

Для детей это выглядит несколько иначе: результативность обучения ребенка очень важна для родителя. Именно он будет оценивать курс и программу.

Если обучение детей контролируют взрослые, то взрослым ответственность приходится брать на себя. Казалось бы, я взрослый, я сам знаю, когда и как мне учиться. Но ответьте честно себе на вопросы:

- Всегда ли вы доходите до конца и выполняете все задания?

- Много ли вы знаете людей, кто учится «от и до» на всех купленных курсах и марафонах?

Если вы уверенно ответили «да!», поздравляю, вы уникальный человек!
Реальная ситуация в онлайн-образовании выглядит иначе.


Почему ученики не доходят до конца?

Невозможно учесть все факторы, влияющие на отношение ученика к онлайн-образованию. Давайте выделим самые распространенные:

Чек-лист
Анализ низкой доходимости учеников
Негативное отношение к онлайн-образованию в целом
Изначально формальный подход к обучению
Отсутствие психологического контакта с экспертом и сокурсниками
Неумение работать в команде
Привычка к жесткому контролю преподавателем
Непроработанная эмоциональная составляющая обучения со стороны разработчиков курса
Низкий приоритет обучения по отношению к другим рабочим и бытовым задачам
«Синдром отстающего» (когда ученику сложно начать учиться, если он по каким-то причинам не начал в срок вместе со всеми)
Низкий уровень владения техникой, программами, отсутствие качественного интернета
Низкая цена обучения, которая ослабляет значимость процесса для ученика
Отсутствие документа об окончании курса
Плохо выстроенная система внутри самого продукта
Ну и одна из самых распространенных причин – отсутствие мотивации
Мотивация – это основной фактор, который регулирует нашу активность, наше поведение, да и всю нашу деятельность. А в обучении мотивация является фундаментом для освоения новых знаний, умений и получения результатов.
Диана Гладких
Методолог, создатель интерактивной методички
Почему результаты в обучении так важны?
Результаты – это главный показатель качества программы и профессионализма эксперта, который взял на себя ответственность учить других.
Какие образовательные результаты выделяют в обучении?
Практика создателей онлайн-школ показала: клиенты готовы тратить деньги на обучение, которое даст результат.
Почему раньше онлайн-курсы запускались на раз-два, а сейчас многие ринулись к методистам и методологам за структурой, логикой, геймификацией и... МОТИВАЦИЕЙ?

Почему результат вдруг стал всем так важен?
Почему вдруг эксперты стали искать ту волшебную кнопку, которая одним нажатием решит их проблему: как довести учеников до самого конца обучения и дать им результат?
МОТИВАЦИЯ!
Именно мотивация позволяет удерживать учеников, именно она позволяет достигать поставленных при покупке любого курса целей.

Это слово много кто употребляет, но мало кто понимает его суть. Еще меньше людей знают, что с ним делать и как его применить в обучении.

Сразу оговорюсь, что тема мотивации рассматривается у многих специалистов по-разному. Вы можете встретить разные взгляды, классификации и подходы. Но мне не хочется погружаться в тонкости теории или спорить над определениями. Моя задача «на пальцах» объяснить вам, как на практике работают мотивационные инструменты.

Мотивации посвящают целые исследования. И если найдется человек, который сможет вывести 100% работающую мотивационную формулу, он, наверное, будет самым богатым человеком в мире.

Изучив эту методичку, вы сможете смело брать предложенные идеи и внедрять их в свои продукты. Я собрала для вас работающие инструменты, которые помогут вам сделать ваш образовательный продукт интереснее и качественнее.

Некоторые из них могут быть вам знакомы, но вы сможете посмотреть на них под другим углом. А что-то будет совсем новым, и вы воскликните: «Я и не думал, что так можно!».
внимание
Все ошибки происходят оттого, что эксперт не интересуется подлинными мотивами поведения учащихся, поверхностно относится к образовательному процессу, принимает во внимание лишь явные и яркие ситуации, но не копает вглубь и не наблюдает за своими учениками.
Общие понятия: погружение в тему
Мотивация в обучении простыми словами – это набор инструментов, которые побуждают к тому, чтобы активно изучать, познавать, осваивать.
Мотив – это внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности.

И этот процесс находится в руках и учителя, и самого ученика. Учитель побуждает ученика учиться, а ученик включает свой внутренний ресурс, чтобы изучать то, что ему необходимо.

Но что важно понимать: любая мотивация извне будет эффективна, только если учитывает особенности мотивации конкретного ученика. А это значит, что один и тот же метод или прием будет по-разному работать на разных типах учеников.

»
Какой бывает мотивация?
Самая известная класификация мотивации: внешняя и внутренняя мотивация.

»
Чаще всего говорят о двух типах мотивации: внешней и внутренней, их подвидах: положительной и отрицательной. Давайте с них и начнем.
Внешняя положительная мотивация:
желание принести пользу и чувствовать себя нужным
выполнение долга
ответственность
самоопределение, профессиональная ориентация
мотив совершенствования: развитие способностей
желание воздействовать на других
стремление к похвале, зарабатывание баллов
лидерство: желание выйти на первый план, занять достойное место среди коллег (престиж)
желание заслужить авторитет, самоутвердиться

«
Внешняя отрицательная мотивация:
избегание отрицательных реакций от учителя, семьи, начальника, сокурсников
самозащита
Внутренняя мотивация
В этом случае на первый план выходит интерес ученика к теме курса, самому учебному процессу или его желание развить какие-то умения или качества:
С точки зрения содержания обучения:
узнать что-то новое,
научиться действовать иначе,
докопаться до сути явления.
С точки зрения процесса обучения:
желание проделать мыслительную работу,
рассуждать,
решать сложные задачи, требующие повышенного умственного напряжения.
Внутренняя мотивация эффективнее и сильнее внешней, однако, внешняя действует быстрее.

Давайте представим: ученик проходит долгий курс, на который его отправили принудительно. Если во время прохождения курса он получит высокую оценку преподавателя, похвалу перед другими учениками, то его мотивация резко взлетит,но, возможно, ненадолго. Если же этот ученик идет на курс по своей инициативе, понимая собственные цели и задачи, то в процессе прохождения курса его движущая сила – долгосрочная внутренняя мотивация.
Мотивация у каждого своя. Существуют некоторые закономерности. Они не являются аксиомой, но показывают интересные связи: для сильных учеников чаще всего работает внутренняя мотивация (освоить новые навыки, получить конкретные знания), а слабым ученикам свойственна внешняя и чаще отрицательная мотивация (желание избежать осуждения или наказания за плохую учебу).
1
Интерес – главный мотив
Одним из главных и сильнодействующих мотивов обучения был и остается интерес. Если ученику интересно, то он будет погружаться в обучение, преодолевать сложности и достигать результата.
2
Как же пробудить интерес?
Интерес начинается с любопытства. Возбудить любопытство легко: увлекательное начало, динамичный процесс, неожиданное решение. Но трансформировать любопытство в стойкий интерес и поддерживать его продолжительное время непросто.
Инструменты мотивации
На каждом этапе образовательного процесса и в каждом событии во время обучения можно использовать мотивационные механизмы: от знакомства с вашим продуктом до общения с учениками после окончания курса.

Я собрала для вас наиболее эффективные инструменты мотивации. Используйте их разумно и не все сразу. Помните, что на разных темах, с разными учениками нужно использовать разные инструменты.

Не все они работают на широкую аудиторию, о каких-то вы скажете: «Меня это не мотивирует». Некоторые инструменты могут быть взаимоисключающими. Задача эксперта – создать такую среду обучения, где каждый найдет то, что работает для него.

Если вам непросто принять решение и понять, что нужно именно вашим ученикам, обратитесь за помощью к профессиональному методологу.
Мотивация в начале обучения
1
Видеообращение
Расскажите ученикам в формате видео, что их ждет на курсе по содержанию. Отдельно отметьте, с какими сложностями и эмоциями столкнутся студенты и как вы и ваша команда сможете их поддержать.
2
Презентация кураторов/наставников/тьюторов
Знакомство с командой курса до начала курса помогает ученику ощутить безопасность и проникнуться к личности куратора, с которым предстоит работать.
3
Постановка цели в обучении
Ученику будет проще достигать результатов, если на одном из первых уроков он сформулирует конкретную, реальную, достижимую цель и разобьет ее на шаги.
Мотивация через стимулирование
1
Создание ситуаций успеха
Когда что-то получилось, это сильно вдохновляет и мотивирует. В обучении такие ситуации можно создавать даже в самом начале курса, чтобы показать, что все возможно.
2
Обращение к самолюбию
Иногда именно это обращение позволяет пробудить в ученике стремление, которое даст толчок к эффективному обучению.

3
Демонстрация достижений
Знакомство с достижениями известных людей, ваших выпускников или действующих учеников может придать уверенности тем, кто начал терять мотивацию. Успехи других говорят нам: «Если он смог, то и я смогу».
Мотивация через формат
1
Доступность микрообучения/мобильного обучения
Короткие видеоролики и статьи позволяют сбалансированно получать информацию и не перегружать себя в течение всего процесса обучения. Важно! Такой формат подходит не для всех тем и экспертов.

2
Разнообразные и новые форматы
Надоевшие, часто повторяющиеся задания или формы подачи материала воспринимаются скучно и однообразно. Разнообразьте методы преподавания учебного материала. В курсе можно использовать видеолекции, живые вебинары, лонгриды и квизы. Облегчить процесс обучения могут списки/памятки/ссылки. Главное – не переборщите.
Мотивация через контроль
1
Контроль и проверка знаний
Ни один взрослый не признается, что хочет контроля над собой. Но исследования показали, что наличие дедлайнов, контроля со стороны экспертов и кураторов положительно сказывается на доходимости. К концу обучения многие ученики хорошо отзывались о контроле во время прохождения курса, хотя в самом начале заявляли обратное.
2
Тестирование
Ученику важно видеть свои промежуточные результаты. Тогда он может наблюдать свой прогресс и шаг за шагом приближаться к конечному пункту, где его ждут результаты всего обучения. Тест позволяет зафиксировать то, как ученик усвоил информацию, а что ему необходимо подучить.
Мотивация через общение и создание общества
1
Общение и взаимодействие с сокурсниками
Грамотное построение взаимодействия учеников внутри курса позволит достичь важного результата – обучения через опыт друг друга.
2
Обучение в группах/парах

Взаимодействие в парах или группах для многих оказывается более эффективным, чем самостоятельная работа. Именно в группе человек начинает брать ответственность за свою работу, потому что она связана не только с ним, но и с другими людьми. Такой формат позволяет стимулировать неактивных участников на совместную работу и обучение.
3
Активное профессиональное сообщество
Такой инструмент очень эффективно работает на профессиональных курсах. Людям нравится собираться по интересам и обсуждать одинаковые проблемы, решать текущие ситуации. После таких курсов, как правило, чаты продолжают работать. В них можно задать вопрос коллегам или посоветоваться. Логичным продолжением обучения на курсе может быть организация клуба выпускников.
4
Работа в чате
Есть люди, для которых общение в обучении играет очень важную роль, поэтому наличие чата будет для них весомым критерием при выборе курса. Чтобы чат работал эффективно, не мешал самому обучению, работа в нем должна быть организована четко. Создайте правила общения в чате; разделите большие потоки на несколько чатов; закрепите за чатом куратора/модератора, чтобы он отслеживал общение, предотвращал конфликты, создавал среду для эффективного общения (проведение челленджей, опросов, мотивирующие фразы на день, музыкальные подборки и др.)
Мотивация через общение и создание общества
1
Положительная обратная связь
Учебный процесс может идти достаточно непросто. И любая стрессовая ситуация, критика может полностью отбить желание учиться. Давайте поддерживающую обратную связь, критикуйте конструктивно.
2
Возможность оставлять обратную связь

Любой отрицательный отзыв или критика курса – это точка роста. Но многие почему-то собирают эти отзывы только в конце или потом узнают о них на сторонних ресурсах. Дайте возможность ученику оценить ваш курс/контент/отдельный урок. Так он будет видеть, что его мнение для вас небезразлично. А у вас появится отличный материал для анализа своих ошибок.
3
Уверенность учеников в собственных силах
Только если ученик чувствует себя уверенно, он сможет воспользоваться и другими видами мотивации. Что ему в этом помогает? Убежденность в соответствии требованиям и ожиданиям, в том, что эксперт ему доверяет. В этом случае ученик охотнее сотрудничает с преподавателем, и неудачи воспринимает не так остро.
4
Создание положительного микроклимата
Стресс, напряжение блокируют мыслительную деятельность. Чтобы избежать таких ситуаций, нужно использовать приемы, поддерживающие положительный настрой учащихся. Среди них – возможность высказаться, обсудить волнующие вопросы, не связанные с темой курса, взаимоконтроль и взаимопроверка работ и т. д.
5
Ответственность эксперта
Если вы хотите, чтобы ученики вовремя сдавали домашние задания, присутствовали на живых вебинарах, то в первую очередь сами не давайте повода усомниться в вашей экспертности и исполнительности. Ученику важно видеть, что эксперт относится к процессу ответственно, а значит, и у него нет другого выбора.
6
Поддержка после окончания курса
Часто после окончания курса ученики остаются один на один с новыми знаниями. Но ведь не все умения успели сформироваться, для получения некоторых результатов требуется время. Поддержка после курса, возможность продолжить изучать уроки, задавать вопросы эксперту и кураторам дает шанс завершить учебный процесс и внедрить то, что не успели на курсе. Такой формат хорошо работает у психологов, коучей, а также на профессиональных курсах.
7
Адресная рассылка писем
После начала курса важно отследить тех, кто не начал процесс обучения или обучается нерегулярно. Неактивным участникам можно лично отправить письма с благодарностью за проявленный интерес к курсу, надеждой на их активное включение в образовательный процесс и пожеланиями эффективного обучения.
Мотивация через оценку достижений
1
Поощрение заданий повышенной трудности
Оценки за выполненные задания помогают ученикам понять, на что им стоит обратить внимание, а что уже усвоено. Кроме того, можно внедрять задания повышенной сложности. За их выполнение важно поощрять учеников, чтобы они понимали, что делают намного больше, чем изначально могли.
2
Похвала за провал

Это похвала «от обратного», но она может иметь хороший мотивационный эффект. Ведь любая ошибка – это опыт. Например, можно дать задание: «Отправь запросы потенциальным клиентам с предложением сотрудничества и собери 10 отказов». В этом случае ученик поймет, что получать отказы нормально, с этим сталкиваются многие.
3
Соревнование и рейтинг
Соперничество в обучении – распространенный, но сложный для управления и не всегда результативный инструмент. При неправильном применении он может дать обратный эффект. Лучше всего работает соревнование ученика с самим собой. Например, можно присваивать «звания»/«статусы» по результатам выполнения домашних заданий. Но свой статус будет видеть только сам ученик. Так же эффективны групповые соревнования.
Мотивация через практику
1
Карьерное развитие и стажировка
Ученику мало узнать новую и актуальную информацию. Он хочет понять, как и где он сможет ее применить. Реальные кейсы, стажировка или практика у работодателя-партнера еще больше повышают заинтересованность ученика в результате.
2
Групповая работа над заданием

Разделить учеников на команды и дать общее задание офлайн гораздо легче, чем онлайн. Но и удаленно можно организовать групповую работу. Воспользуйтесь функциями платформы Zoom, где можно разделить учеников на виртуальные комнаты. Попробуйте работу на платформе Granatum (популярна среди психологов и коучей). Отличные возможности предоставляет соцсеть Clubhouse. В ней можно создавать «комнаты» для рефлексии, нетворкинга, конференции, разборов кейсов и др.
Мотивация через организационные моменты в обучении
1
Механика курса
Правильное распределение уроков с учетом объема материала и домашних заданий позволит не перегрузить учеников и дать достаточное количество времени на их выполнение. Важно отследить, чтобы на объемные задания у учеников было больше времени, а более простые задания шли интенсивнее.
2
Расписание

Ученики должны спланировать свое обучение, чтобы сбалансировать нагрузку. Поэтому заранее составленное расписание поможет распределить задачи правильно. Ведь у учеников есть и другие обязанности: семья, друзья, хобби, работа или основная учеба.

3
Перерывы
Информация лучше усваивается, эффективность обучения повышается, если выбрать правильный ритм чередования работы и отдыха. Перерыв следует запланировать, когда усталость у учащихся еще не успела появиться. Можно сделать короткий отдых или сменить форму подачи материала.

4
Возможность выбора
Свобода выбора во время обучения положительно сказывается на мотивации. Если у вас жесткая система модулей/разделов/тем, то дайте ученикам дополнительные уроки на выбор, создайте условия, когда они смогут повлиять на образовательный процесс.
Мотивация через визуал и упаковку образовательного продукта
1
Привлекательность и эстетика
Некоторые платформы для онлайн-обучения имеют довольно скучный интерфейс. Но с помощью стильных баннеров, тематических иллюстраций можно создать мотивирующее пространство, куда ученику захочется заходить снова и снова.
2
Удобство интерфейса


Учиться должно быть комфортно. Если процесс обучения требует дополнительных действий, изучения программ, инструментов, это может сильно мешать. Найдите платформу, которая закроет именно ваши задачи и подойдет под ваш формат и тему.
Мотивация через статусность и нетворкинг
1
Статус и избранность
Закрытые клубы, особые тарифы, ограничения по количеству учеников, предварительный отбор, диагностика перед началом обучения (до покупки), личное общение с экспертом – все это может придавать обучению особую атмосферу и стимулировать учеников вовремя сдавать домашние задания, активно учиться, потому что за всем этим будет стоять его желание приобщиться к тому, что доступно не всем.
2
Нетворкинг
Часто люди идут учиться, чтобы завести знакомства, найти партнёров или исполнителей для своего проекта. Создавайте пространство, где это можно будет осуществить.
3
Возможность стать экспертом
Шанс провести прямой эфир или вебинар вместе с учителем может мотивировать больше, чем самый дорогой приз. Это как спеть на сцене со своим любимым певцом. Эффект может быть тот же.
4
Внутренний PR
Если ученики уже владеют навыками, экспертностью в определенной сфере, им важно рассказать о себе. Возможность отрекламировать себя, свои услуги может стать сильным мотивационным инструментом.
5
Приглашенная звезда
Присутствие известного эксперта или спикера повысит статус вашего продукта. Для учеников это может быть бонусом, подарком, получить который можно только в случае успешного обучения.
Можно ли переборщить с мотивацией?
Закон Йеркса-Додсона:

Оптимальная мотивация к учебным занятиям дает наилучшие результаты. При увеличении демотивации эффективность деятельности падает, результаты ухудшаются.
В 1908 году психологи Роберт Йеркс и Джон Додсон провели эксперимент на мышах, которых нужно было научить проходить лабиринт (с помощью тока).
Итог эксперта: для того, чтобы мыши прошли лабиринт нужен средний уровень «мотивации».
При низком импульсе животные оставались на месте, при высоком – двигались хаотично и бесцельно, паниковали.

Как это связано с людьми? Импульс в виде электрического тока – это мотивация для мышей искать выход из лабиринта. Вплоть до середины ХХ века другие психологи искали подтверждения или опровержения этого эксперимента. Проводились испытания и на людях, конечно, не с током, а с наградой за решение задач. В итоге закон Йеркса-Додсона подтверждался и доказывался с разных сторон.

О чем же этот закон?

  • Для каждого человека в отдельной ситуации существует оптимальный уровень мотивации при котором деятельность именно этим человеком и именно в этой ситуации выполняется лучше всего.

Что это значит для нас как учителей и преподавателей онлайн-курсов?
С одной стороны, недостаток мотивации не приводит к нужному результату. С другой стороны, с мотивацией можно легко переборщить, и тогда хорошей доходимости, результатов учеников ждать не приходится. После достижения оптимального уровня мотивации дальнейшее «повышение градуса» работает во вред.
Диагностика мотивации
Тесты для определения мотивации учеников
Я подготовила для вас тесты, которые помогут определить уровень мотивации учеников
Made on
Tilda